Avatar of joy

by

Lagonda агента 007

13 Февраль 2010 in История

i-aston_martin_v8_77_01У большинства автолюбителей и, в особенности, киноманов, имя Aston Martin сразу же навеет ассоциации с популярнейшей голливудской сагой о похождениях бравого агента 007, ведь британец Джеймс Бонд чаще всего пользовал машины именно этой отечественной марки. Но искомый автомобиль ему не доверили. Слишком совершенен и вызывающе аристократичен был он даже для супершпиона международного класса.

а номерном знаке автомобиля гордо красуется аббревиатура AML – Aston Martin Lagonda, то бишь. Одно лишь происхождение этого звучного имени имеет хвостатую историю. В один прекрасный день двое предприимчивых молодых англичан – Роберт Бэмфорд и Лайонел Мартин – решили окунуться в сулящий заманчивые перспективы автобизнес и открыли в Лондоне предприятие Singer. На заре автомобилизма, для каждого уважающего себя производителя самодвижущихся колясок, участие в автогонках было делом чуть ли не обязательным, так что машины пришлось приспосабливать и к этому. Победа Лайонела Мартина на гоночном “Сингере” в состязаниях на холме Астон Клинтон Хилл и дала имя торговой марке – Aston Martin. Произошло же это знаменательное событие в 1915 году.

За всю свою долгую и многотрудную историю Aston Martin не раз переживал и взлеты и падения, но общим оставались аристократичность, спортивный дух, отменное качество и заоблачная цена выпускаемых четырехколесных изделий. Как следствие, оборотной стороной имиджа эксклюзивности был крайне ограниченный круг покупателей и хронические финансовые кризисы, не раз сопровождаемые сменой владельца компании.

Aston Martin Lagonda 1934 года

Несмотря на то, что большинство "Астон-Мартинов" эпохи 30-х имели открытые кузова, в производственной гамме наличествовали и крытые модели, как этот представительный образец 1934 года, оснащавшийся четырехцилиндровым двигателем

Так и случилось в 1947 году, когда Aston Martin перешел в руки очередного хозяина. Им стал сэр Дэвид Браун, владелец концерна по выпуску тракторов и сельхозтехники. Спустя год Браун прикупил и другую известную британскую марку – Lagonda, которая также имела множество технических и спортивных достижений. Неанглийское название “Лагонда” имело под собой индейские корни – основатель фирмы Уилбур Ганн провел свое детство в североамериканском Спрингфилде, где местные краснокожие племени шауни именовали так большие ручьи долины Огайо. Уже не одно десятилетие Lagonda славилась своими люксовыми и спортивными машинами; в середине 30-х британский Autocar не без оснований утверждал, что “…это имя автомобилисты будут произносить всегда только с уважением”.

Двенадцатицилиндровая "Лагонда-Рапид" 1939 года

Двенадцатицилиндровая "Лагонда-Рапид" 1939 года

С этого самого момента началась пора больших перемен. Солидные финансовые вливания и посвежевший дизайн машин позволили фирме обрести второе дыхание. Пpоизводcтвенная оpиентация маpки сменила акцент c автомобилей cпоpтивно-гоночных на cпоpтивно-комфоpтабельные. Новые модели Aston Martin стали получать индекс DB, по имени нового владельца (DB – David Brown). Обтекаемый DB1 1949 года с 2,6-литровым двигателем, созданным Уильямом Уатсоном и Дональдом Бэстоу под руководством Уолтера Бентли принял участие в 24-часовых гонках в Ле-Мане, завоевав первое место в 1950 году, а чуть позже поступил в продажу, но уже под названием DB2.

В 54-м Дэвид Браун сделал очередное приобретение – купил компанию Tickford Motor Bodies в Ньюпорт-Пэгнелле, которую тут же расформировал, а производственные мощности и офис отдал под завод и штаб-квартиру Aston Martin Lagonda – так теперь именовалась фирма. Стоит отметить, что успехи в соревнованиях благотворно отражались на техническом уровне и оснастке серийных машин – Aston Martin одним из первых в отрасли обзавелся дисковыми тормозами, прекрасно зарекомендовавшими себя на гоночных образцах.

Пятидесятые годы для Aston Martin стали временем постоянного совершенствования, результатом которого стала превосходная модель DB4, выпущенная в 1958 году, с изящным кузовом от итальянской дизайнерской фирмы Touring. Это был самый удачный автомобиль категории “гран туризмо” среди британских автомобилей. А внушительный четырехместный DBS был сконструирован, целиком ориентируясь на двигатель; одна скорость чего стоила – 257 км/час.

Для бpитанцев Aston Martin был тогда пpимеpно тем же, чем для итальянцев являлся Ferrari, да и “в жизни” обеим машинам пришлось не раз вступать в противоборство друг с другом. Припоминается авторалли 1964 года на севере Франции, когда Aston Martin DB4 Zagato в упорной борьбе победил не менее знаменитый и заслуженный Ferrari GTO. Однако гонки гонками, но клиенты использовали роскошные “Астоны” для более утилитарных целей, среди которых не последнее место занимали вояжи на охоту. Некоторые образцы DB6 1966 года имели трехдверный кузов типа “универсал”, получивший игривое название “Мгновенье охоты”, и предназначались, естественно, для этого великосветского времяпровождения. Для этого автомобиль был экипирован как нельзя лучше, даже багажное отделение было оборудовано для перевозки гончих собак.
Первой “доведенной” машиной киношного Бонда было спорткупе DB5. В фильме “Голдфингер” (1964 г.) “бондмобиль” Шона Коннери оснащался пуленепробиваемыми стеклами в дополнении с поднимающимся сзади защитным экраном – тоже от пуль. В список “заказного оборудования” также входили – вращающийся барабан с номерными знаками разных стран, дымовая завеса и бак с маслом, льющимся под колеса преследователям; вылезающая из ступицы колеса фреза для подпиливания шин у тех, кто имеет наглость идти на обгон и пулеметы в передних крыльях для тех, кто все же сумел обогнать. Плюс локатор на приборной доске, отслеживающий тех, кого надо найти. И “красная кнопка”, самая секретная: катапульта под пассажирским сиденьем – для чересчур надоедливого попутчика.

В 1972 году многолетний хозяин фирмы, Джон Браун, решил расстаться со своим любимым детищем, ведь все эти годы Aston Martin никогда прибыли особой не приносил, по сути – это был бизнес “для души”. Последующие десять лет владельцы компании чередовались как картинки в калейдоскопе – американца сменил канадец, затем последовал бельгиец, владевший фирмой не более двух месяцев, и, наконец, двое англичан, которые постарались вдохнуть в предприятие новую жизнь.

Aston Martin V8 Vantage 1977 года

Aston Martin V8 Vantage 1977 года

Вот в таких непростых условиях осенью 1976 года и появился на свет наш герой – новейший спортивный седан высшего класса Aston Martin, в имени которого второй раз за всю историю марки появилось название Lagonda, как бы напоминая об еще одной “составляющей” фирмы. По европейским меркам, AML был весьма крупен – 5,28 х 1,82 м, при базе в 2,9 и высоте кузова в 1,3 м. Рафинированно футуристический дизайн “Лагонды”, принадлежавший перу Уильяма Таунса, резко контрастировал с традиционной стилистикой машин компании, построенных как до, так и после. Приземистый несущий кузов клиновидной формы не имел ни малейшего намека на какие-либо скругления – все углы и сопряжения плоскостей характеризовались четкой огранкой. Не меньше поражал салон – вместо привычных аналоговых циферблатов – жидкокристаллические дисплеи, многофункциональный бортовой компьютер, сенсорная клавиатура и электронная память регулировок сидений, и все это чуть ли не впервые в мире.

“Сердце” автомобиля, 5,3-литровый агрегат из алюминиевых сплавов был разработан еще в 1967 году британцем чешского происхождения Тадеком Мареком для предыдущей модели DBS. V-образная карбюраторная “восьмерка” с турбокомпрессором в 310 л.с. играючи разгоняла тяжелую машину весом в две тонны до 250 км/ч, поглощая на “сотню” 18-25 литров высокооктанового бензина. Набор скорости 0-97 км/ч занимал неполных 7 секунд. Коробка передач была заемная, автоматическая трехскоростная Torqueflite, от концерна Chrysler. С середины 80-х, поздние варианты Aston Martin Lagonda имели систему электронного впрыска топлива Weber-Marelli, и к тому же, по желанию заказчика, можно было установить пятиступенчатую механическую КПП известной фирмы ZF.

Один из консультантов, работавших в то время на Aston Martin Lagonda, помнит день 12 октября 1976 года, когда состоялась презентация AML на Лондонском салоне “Earls Court Motorshow”. По его словам, это была настоящая сенсация, новость для первых полос газет и журналов. Люди выстраивалиcь в очередь, чтобы только увидеть этот фантастический автомобиль. Несомненно, что эта модель была самой яркой и успешной из когда-либо выпускаемых Aston Martin “Лагонд”.

В серию (если так можно выразиться об автомобиле, который вручную собирают 4-6 месяцев, а за год их делают не более сотни-полутора) Aston Martin Lagonda пошел только в 1978 году: сказались проблемы с доводкой сложной и капризной электронной начинки. Основными покупателями машины стоимостью от 150 тысяч USD стали, понятно, люди явно небедные. Особенно AML полюбили нефтяные короли, вроде того же шаха Ирана Мохаммеда-Реза Пехлеви, страстного автолюбителя, в чьем гараже числилось что-то около трех тысяч элитных авто со всего мира. Монаршее семейство Саудидов так и вовсе, заказало себе целую партию клиновидных Aston Martin – с отделкой салона кожей исключительно зеленого цвета.

С незначительными внутренними улучшениями и косметическими изменениями внешности, последняя Lagonda выпускалась до 1989 года включительно. В 1984 году было реализовано несколько роскошных лимузинов Tickford, построенных на удлиненной на четверть метра колесной базе стандартного AML. Конечно же, раритетность марки подтвердилась и в этот раз – за 12 лет произведено было всего-навсего 645 машин, из которых 30% ушло на Средний Восток, 25% оказалось в Штатах, еще 25% распродали на родине, а остальные разошлись по всему свету.

Выправить бедственное финансовое положение фирмы не мог даже такой выдающийся экземпляр, и все эксперты пророчили Aston Martin скорый сход с автомобильного небосклона. Но – в 1987 году у фирмы неожиданно появился более чем состоятельный владелец – заокеанский Ford Motor Co. Транснациональный гигант был заинтересован в выпуске машин высокого стиля, так что старый Aston благополучно встретил миллениум, и поныне выпускает автомобили “не для всех”. Последний штрих – за почти что 90-летнюю историю, фирма выпустила всего 12 тысяч “Астонов”, и около 9 тысяч из них до сих пор на ходу.

Comments are closed.